Из истории старейших мечетей Саратовского Заволжья — Ислам в Поволжье

Из истории старейших мечетей Саратовского Заволжья

История ислама в Саратовском крае насчитывает более семи столетий. В Золотоордынский период, в XIII – XIV вв., здесь, на правом возвышенном берегу Волги у переправы, располагался процветающий некогда крупнейший город Укек, в комплексе с десятками больших и малых населенных пунктов составлявший средневековую агломерацию. О существовании в этих селениях мечетей и медресе свидетельствуют сохранившиеся до сегодняшнего времени топонимы и гидронимы местности. Так, протекающая в Заволжье Саратовской области р. Мечетка, приток р. Большой Караман, получила свое название вследствие расположения на ее берегах в прошлых веках остатков средневековых мечетей. Старинное название г. Николаевска (г. Пугачев) – слобода Мечетная, поскольку здесь находились развалины золотоордынского селения с мечетями. В отказных книгах конца XVII в. упоминаются каменные мечети, расположенные на берегах р. Ташкомяк (Качатокомяк) – притока р. Узы [2, с.14]. В письменных источниках начала XX в. были зафиксированы предания и свидетельства современников об остатках старинного татарского поселения «шести атаманов» с каменной мечетью в излучине р. Алтата («Алтата башы») – притока р. Большой Узень.

В конце XIV – начале XV в. мирная жизнь многих городов и сельских поселений народов края была прервана вследствие «Великой замятни» и распада Улуса Джучи. Вероятно, большинство из них пришли в упадок и исчезли.

Новое оседлое заселение территории Саратовского края («Дикого поля» или «Ковыльной степи») – служилыми татарами и мурзами, наряду с другими категориями служилого и ясачного населения и крепостными крестьянами – происходило поэтапно с последней трети XVII до середины XIX в. Оно было связано со строительством засечных черт и крепостей на окраинах Российского государства. С основанием татарских деревень на территории Кузнецкого, Петровского, Хвалынского уездов Саратовской губернии появились новые мечети, строившиеся преимущественно из дерева. По нашим подсчетам, в Саратовском крае вплоть до 1920-х гг. насчитывалось более 200 сельских и городских мечетей [6, c.118]. В 1930-е гг. многие из них были закрыты и разрушены. На сегодняшний день на территории Саратовской области сохранились здания пяти мечетей, построенных до Октябрьской революции 1917 г. Из них 3 мечети расположены в городских татарских слободах, две – в татарских селах.

В контексте изучения прошлого татарского народа, его культуры и традиций тема, касающаяся истории старейших мечетей Саратовского края, приобретает чрезвычайную актуальность. В рамках данной статьи особую значимость имеет рассмотрение факта участия татарского и башкирского населения в оседлом хозяйственном освоении степной зоны Саратовского Заволжья и строительства около трех десятков мечетей здесь, на территории образованных в 1835 г. Новоузенского и Николаевского уездов Саратовской губернии (с 1851 г. – Самарской губернии). В последние десятилетия в связи с депопуляцией многих отдаленных от городских агломераций сел обращение к истории мечетей, осознание их роли в жизни мусульманского села и в целом общества приобретают особую ценность. Недостаточная изученность темы исследования обусловлена отсутствием интереса к истории ислама в советский период, с одной стороны, и скудостью выявленных в постсоветские годы источников, с другой. Вместе с тем, вопросы, касающиеся истории мечетей края, в последние десятилетия рассматривались в рамках изучения истории отдельных татарских сел. Особое место среди работ, посвященных истории и культуре татарских селений Правобережья Саратовского края, занимают книги доктора исторических наук, профессора, почетного члена Академии наук РТ Ф.А. Рашитова [5]. В 2020 г. под его редакцией группой саратовских ученых и краеведов был выпущен энциклопедический справочник «Татары Саратовского Поволжья» [6], в котором помещены специальные статьи по истории мечетей татарских сел и городских слобод Саратовской области. В последнее десятилетие автором данной статьи был издан ряд книг по истории татарских сел Саратовского края [7; 8], в которых при изучении прошлого мечетей и приходов, помимо данных НА РБ, использован ценный источник – манускрипт, посвященный истории мусульманских общин шести селений Новоузенского уезда и озаглавленный «Таварих-и-Алты-Ата» (истории Алтаты). Он был написан в 1909–1910 годах. в двух вариантах имамом мечети д. Верхазовка Мухаммадфатихом Аюбовичем Кармышевым (1843–1918).

Одно из пяти сохранившихся с дореволюционных времен на территории Саратовской области зданий мечетей расположено в с. Осинов Гай (Узин, Иске Узин) нынешнего Ершовского района. Это здание в 2025 г. отметило свое 125-летие. С. Осинов Гай, наряду с соседним с. Алтата, является одним из первых оседлых поселений Саратовского Заволжья. Оно было основано в середине XVIII в. татарами-мишарями – переселенцами из округи «алты авыл», шести деревень Завального стана Пензенского уезда, и позже заселено выходцами из татарских деревень Хвалынского и Кузнецкого уездов Саратовской губернии. Деревня возникла на берегу р. Большой Узень как вольное поселение и несколько раз меняла свое местоположение. Крестьян-мусульман привлекало в Левобережные районы Волги наличие свободных земель и слабость административного контроля. Одной из основных причин переселения стала активизация мероприятий по крещению поволжских народов.

Мечеть с. Осинов Гай

Известно, что современное месторасположение села соответствует его историческому расположению с 1780 г. Здесь – по правому берегу р. Большой Узень – в 1787 г. были построены крепость Узень и укрепленная кордонная линия, просуществовавшие до 1836 г. До 1910 г. д. Осинов Гай являлась центром одноименной волости Новоузенского уезда. Здесь функционировало пять мечетей, насчитывалось 539 дворов, проживало более 3 тыс. жителей. Сохранившееся до настоящего времени здание 5-й мечети было построено на средства прихожанина 2-й мечети Гилачетдина хаджи, сына Мефтяхетдина хаджи, Тагирова (1836–1918). Ее официальное открытие относится к июлю 1900 г. История деревянных мечетей деревни берет начало в 1814 г. Первая из них строилась на средства Шаиб бая Юмакаева (1778 г.р.). Его семейство в 1840 г. было причислено к третьей купеческой гильдии г. Николаевска. К первым имамам мечети данного прихода относился Гомяр хазрат (конец XVIII в. – 1848 г.), который носил звание ахуна и возглавлял духовенство мусульманских приходов Осиново-Гайской волости. Он обладал глубокими религиозными знаниями, в его медресе (мектебе) обучались местные и приезжие из других татарских деревень шакирды. Среди преемников Гомяр хазрата – имамов 2-й мечети – значатся Рахматулла Измайлович Адикаев (1824 г.р.), башкир Газизулла Ахмедшин (1841–1916), получивший образование в медресе г. Казани, Мутыгулла Нигматуллин Тимербулатов (1856–1923), обучавшийся в Казани у ахуна Шарафетдина.

Во второй половине XIX – начале XX в. попечителями 2-й и новопостроенной 5-й мечетей деревни, помимо Тагировых, являлись крупные землевладельцы, купцы Гомяр хаджи, сын Хасяна, Хусаинов (1819–1897) и его сын Юсуп Гомярович (1854–1933). Денежные накопления Гилачетдина Тагирова и Юсупа Хасянова, по словам современников, оценивались более чем в 100 тыс. руб. Основное их занятие заключалось в выращивании зерна, и поэтому у баев имелись отдельные склады для хранения и раздачи гушра – одной десятой части полученного урожая, которая предназначалась для имамов, учителей и нуждающейся категории населения. Юсуп Гомярович оказал помощь мусульманам 3-го прихода д. Алтата той же волости в завершении строительства мечети. По свидетельству потомков, в 1902 г. он также построил мечеть в Татарской слободе г. Николаевска [8, с.41]. В свою очередь, Мефтехетдин хаджи, сын Абдряшита, Тагиров (1809 г.р.) в 1889 г. построил мечеть в д. Алтата.

В 1870 г. по воле и на финансовые средства Гомяра Хасянова здание мечети второго прихода было перенесено на новое, более удобное место. Проект переноса официально был оформлен лишь в 1882 г. К концу XIX в. мечеть обветшала, и в 1897 г. было получено разрешение Самарского губернского правления на строительство новой мечети вместо старой. Для получения такого разрешения существовали установленные российским законодательством непременные условия: 1) соблюдение норматива по минимальной численности прихожан (не менее 200 душ мужского пола); 2) наличие общественного приговора (решения махалли); 3) обязательство прихожан содержать мечеть (и духовенство) за свой счет; 4) возможность возведения исламского культового здания только в случае отсутствия соблазна для живущих вместе с мусульманами новокрещеных и русских (определяло руководство епархии); 5) наличие открытого пространства вокруг будущей мечети (с 1842 г. – не менее 20 саженей); 6) утвержденный в установленном порядке план молитвенного здания; 7) положительное заключение Оренбургского магометанского духовного собрания; 8) выявление местной администрацией насущной необходимости в мечети и «достаточности средств» у прихожан для ее «приличного содержания». Обобщив собранные сведения, губернское правление принимало окончательное решение [3, с.407].

Строительство новых мечетей в основном обусловливалось двумя причинами: обветшанием зданий по прошествии 20–30 лет с момента открытия и разделением приходов. Обращение Гилачетдина Тагирова в Самарское губернское правление с просьбой о строительстве новой 5-й мечети было вызвано необходимостью выделения из прихода 2-й мечети новой махалли. Гилачетдин объявил единоверцам о своем намерении построить новую мечеть на свои средства и попросил их составить приговор. Составленный документ, помимо прихожан, был подписан волостным старшиной и сельским старостой.Однако процедура получения разрешения на строительство 5-й мечети в д. Осинов Гай была осложнена рядом поставленных дополнительных условий из-за возникших разногласий между Тагировым и Хасяновым. Имам старой мечети Мутыгулла Тимербулатов, поддерживаемый попечителем Юсупом Хасяновым, параллельно обратился в правление с просьбой дать разрешение на строительство новой мечети на месте действующей. При этом под строительством подразумевался капитальный ремонт здания, и оно стало дополнительным условием для получения разрешения на постройку 5-й мечети.

В результате, в 1897 г. было получено два разрешения на строительство мечетей. Гилачетдин хаджи обязался отремонтировать старую мечеть и освободить площадь от домов для строительства новой мечети, как того требовали действовавшие правила.

Мероприятия по строительству были реализованы в течение 1898 г. Ширина возведенного срубового здания из бревен составила 4, а длина – 8 саженей. Общая площадь мечети достигала 150 кв. м. С каждой стороны здания располагались по 6 больших окон. Здание мечети было обшито деревом и покрашено в синий цвет. В татарских деревнях Осиново-Гайской волости Новоузенского уезда практиковался обычай называть мечети по цвету здания крыши. Так, новая мечеть в д. Осинов Гай получила название «Яшел мәчет» (Зеленая мечеть). Внутренние стены мечети были побелены. Территория мечети была огорожена изгородью и покрашена в цвет здания. Двери мечети были деревянными и толстыми, открывались в две стороны. Непосредственно перед входом в здание после высокого лестничного входа располагались такие же двери, открывающиеся в две стороны. Вход в здание украшали чугунные решетки, располагавшиеся над дверьми. Официальное открытие мечети состоялось в июле 1900 г., когда указом Самарского губернского правления имамом был утвержден Габдуссамат Бурханетдинов Муллин (1872–1921), уроженец Тетюшского уезда Казанской губернии. Он обучался в г. Казани у Габделгалим хазрата, сына Салиха, затем в течение двух лет получал знания в Бухаре. Будучи в Казани, Габдуссамат учился вместе с сыном Гилачетдина хаджи – Исхаком. Гилачетдин пригласил его в качестве имама и преподавателя в Осинов Гай. Нужно отметить, что поиск грамотных имамов и учителей являлся прерогативой и в то же время, вероятно, обязанностью меценатов многих мечетей края. С другой стороны, этот факт налагал на них ответственность за успешное состояние дел по удовлетворению духовных потребностей прихожан. Именно по ходатайству И. Тагирова был составлен приговор махалли на избрание Габдуссамата на должность имама, вследствие чего он прошел испытания на проверку знаний правил мусульманской веры в ОМДС.

Первым муэдзином мечети служил сын Гилачетдина хаджи – Юсуп Тагиров. С 1903 по 1924 г. эту должность занимал племянник Юсупа Хасянова – Салахетдин Тимербулатов (1878 г.р.). Он окончил сельское мектебе, затем в течение трех лет учился в медресе Каргалинской слободы Оренбургской губернии [8, с.59].

Таким образом, благодаря усердию Юсуп бая Хасянова, имама 5-й мечети Габдуссамата Муллина еще в начале 1910-х гг. были открыты новометодные школы, в которых, наряду с религиозными, изучались светские предметы, татарский и русский языки. Габдуссамат добился постройки и открытия первой школы для девочек, которая состояла из 2-х классов [8, с.65].

Жизнь Габдуссамата хазрата закончилась трагически. Он, также как и многие муллы деревни, умер в голодный 1921 г. во время эпидемии холеры, о чем гласит надпись на его надмогильном камне. До закрытия мечети обязанности имама-хатыба и мугаллима выполнял упомянутый выше муэдзин Салахетдин. В середине 1930-х гг. минарет мечети был снесен, а в ее здании расположился сельский клуб. Мечеть была возвращена верующим только в 1989 г.

Вторая сохранившаяся и действующая мечеть Саратовской области располагается в с. Верхазовка (Илмин) Дергачевского района. Верхазовка была основана выходцами из Средней Елюзани и Верхней Елюзани (Аенбуры) Кузнецкого уезда Саратовской губернии, переселенными по государственной программе в Новоузенский уезд в 1841 г. Здесь первая деревянная мечеть была построена в 1870 г. при Джалалетдине Ягудине, служившем имамом в 1841–1873 гг. Строительным материалом для культового сооружения стал срубовой дом, приобретенный прихожанами в соседнем с. Орлов Гай Новоузенского уезда. Новым имамом мечети с 1873 г., по рекомендации авторитетного в крае имама мечети и мугаллима д. Бигиево Кузнецкого уезда Ибрагима Шабаева, был утвержден его ученик Абубакар Вяльшин, сын Ибрагима (1843–1903). Он являлся уроженцем г. Хвалынска. До назначения имамом в мечеть д. Верхазовки обучался в медресе Шигабутдина Марджани в г. Казани.

Мечеть с. Верхазовка

Абубакар Вяльшин работал имамом 1-й мечети в течение 5 лет (1873–1878). По его прибытии в Верхазовку зажиточный мусульманин деревни Габделжалил Сайфульмулюков выдал за него замуж свою дочь. В то время по сложившейся традиции состоятельные мусульмане старались породниться с имамами. С одной стороны, это демонстрировало социальное расслоение общества, с другой, шло формирование мусульманской духовной элиты. Для молодой семьи Вяльшиных был куплен новый двор в центре деревни и построен дом из сруба.

Абубакар хазрат обладал очень красивым голосом и в совершенстве владел таджвидом – правилами чтения Корана. Однако для выполнения обязанностей имама этого было недостаточно. В силу мягкости характера и тонкости натуры он не справлялся с делами по руководству институтами махалли, работой по воспитанию прихожан. Помимо религиозных знаний, в этих условиях от имама требовались огромная воля и выдержка. Одними проповедями осуществить эту задачу оказалось невозможным. Помимо этого, Абубакар хазрат был склонен к занятию торговыми делами, которым он посвятил остаток своей жизни. За несколько лет успешной торговли Вяльшин накопил приличную сумму денег и совершил хадж. При этом сыновья хазрата – Махмуд и Магсум Вяльшины – обучились в г. Казани на Коран-хафизов. Известно, что длительное обучение в медресе требовало средств, что было недоступно беднякам. В последующем братья Вяльшины стали имамами и преподавателями в Верхазовке и Алтате [7, с.202).

В конце 1870-х гг. в качестве имама 1-й мечети по решению прихожан был приглашен мугаллим соседней д. Алтата – Мухаммадфатих, сын Аюба, Кармышев (1843–1918), ученик местного имама Камалетдина бин Асфендияра, уроженца д. Урбигар Казанской губернии. Скромно характеризуя свою личность, Мухаммадфатих хазрат писал, что не обладал большими знаниями, но имел острый, пытливый ум, красноречивый язык, наизусть читал Коран по таджвиду, обладал красивым почерком. Как видно из приведенных им историй в рукописи «Таварих-и-Алты-Ата» и сохранившихся его заявлений в архивах ОМДС, он свободно изъяснялся на арабском и русском языках. До начала официальной работы в должности имама Мухаммадфатих хазрат в течение 9 лет ездил в Верхазовку с целью обучения детей 2-го прихода деревни основам ислама. М.А. Кармышев был известен не только своими знаниями, но и добрым нравом.

В 1883 г. Мухаммадфатих хазрат успешно прошел испытания в ОМДС в г. Уфе и 18 июля в месяц рамазан получил приказ о назначении на должность имама аль-хатыба 1-й соборной мечети и мугаллима – преподавателя мектебе. После 6 лет его преподавательской деятельности ученики хазрата также начали обучать прихожан основам религии и Корану. На основе воспоминаний старожилов и собственных наблюдений М.А. Кармышев написал историю шести мусульманских общин Новоузенского уезда, назвав свой труд «Таварих-и-Алты Ата» (Истории Алтаты). Вплоть до своей кончины в 1918 г. Мухаммадфатих хазрат исполнял обязанности имама 1-й мечети.

В 1890 г. по решению совета махалли была проведена реконструкция 1-й мечети, построенной в 1870 г. Здание было удлинено с северной стороны на две сажени. Обеспечение строительными материалами возложил на себя зажиточный мусульманин д. Сафаровка и держатель хуторов Рамазан, сын Забира. В частности, он привез 25 цельных брусьев и 80 пудов жести для кровли. Работа строителей была оплачена Минхажетдином (Мингазетдином) Ямашевым – отцом первого татарского большевика, революционера Хусаина Ямашева (1882–1912). В конце XIX в. Мингазетдин вместе со своим братом Хуснетдином проживал в д. Верхазовка и держал здесь торговые лавки. Он был купцом второй гильдии г. Новоузенска.

Длина обновленной мечети составила 16 м. Крыша была покрашена в зеленый, а стены мечети – в синий цвет. По предложению Мухаммадфатих хазрата для содержания мечети был создан фонд вакуфных земель площадью в 40 дес.

К концу первого десятилетия XX в. в приходе первой мечети насчитывалось около 700 человек, из них 352 мужчины и 332 женщины. Из-за многочисленности членов общины, в 1908 г. был утвержден второй имам – Мухаммад Аюбов (Кармышев) (1879–1916), который работал вместе с отцом – с Мухаммадфатих хазратом. Религиозные знания Мухаммад получил в соседней д. Сафаровка – в медресе небезызвестного в округе башкира Гатауллы хазрата Алтынбаева, переехавшего сюда в 1873 г. из д. Бурджан Николаевского уезда Самарской губернии по приглашению попечителя мечети, крупного землевладельца Рамазана Забирова. В этом медресе, помимо саф-тюрки, обучение велось на арабском и персидском языках. С начала 1900-х гг. обучение проходило по джадидистскому методу [4, с.443–444]. По окончании медресе Мухаммад Кармышев три года отслужил в царской армии.

На протяжении более чем трех десятков лет имамы Кармышевы представляли собой элиту мусульманского населения Саратовского Заволжья. Они выступали хранителями исторической памяти народа, служили образцом благочестия для прихожан. Неслучайно, их потомки, выполняли ту же миссию – служение своему народу на ниве общественно-культурной жизни, духовно-нравственного воспитания и образования, сохранения национальной идентичности татар. Дочь Мухаммадхалила Кармышева Балкис Халиловна (1916–2000), уроженка г. Кульджа (Китай),являлась видным советским и узбекским этнографом-тюркологом, доктором исторических наук.

В 1920-е гг., вплоть до закрытия первой мечети Верхазовки, обязанности имама исполнял Набиулла Махмутович Махмудов (1887 г.р.). В 1928 г. на средства торгового представителя частной фирмы (Китайская Республика) Халиля Кармышева здание мечети 1-го прихода было отремонтировано [4, с.406]. В период общественно-экономического и правового нажима на права духовенства имам мечети Нажметдин Мухтаров и муэдзин Усман Яхин были вынуждены официально отказаться от занимаемых должностей [10]. Они наряду с другими односельчанами подверглись раскулачиванию и высылке из села. Особого внимания заслуживает предание о героизме мусульманина Амира Тимербулатова, выступившего в середине 1930-х гг. против слома мечети. По словам старожилов, Амир преградил путь тем, кто пытался сломать мечеть, пригрозив убить каждого, кто приблизится к храму [9, с.112]. Его героический поступок позволил сохранить здание мечети. Судьба Амира Тимербулатова закончилась трагически. В ту же ночь он был выведен за территорию села и расстрелян сотрудниками ОГПУ. В течение последующего десятилетия в здании располагался колхозный склад. В 1944–1946 гг., пользуясь послаблениями в антирелигиозной политике государства, мусульмане с. Верхазовка неоднократно обращались лично к И.В. Сталину с просьбой о возвращении здания мечети прихожанам. В 1948 г. мечеть была возвращена прежним владельцам. Также было получено разрешение на проведение в ней богослужения.

На протяжении всего последующего советского периода истории, вплоть до 1989 г., мечеть с. Верхазовка оставалась единственной действовавшей в Саратовской области сельской мечетью. Благодаря ей сохранялись вековые национально-религиозные традиции, связь верующих с мечетью, исполнение основной обязанности мусульман – пятничной молитвы. В 1950-е гг. имамом мечети служил Халид Хасянов, в 1960 – начале 1980-х гг. – Исмаил Шарафетдинович Хусаинов (1888 г.р.), Махмут Хусаинович Гафуров (1896 г.р.), Хусаин Мусеевич Султанов (1905 г. р.), Сулейман Айнутдинович Сайфуллин (1908 г.р.).

Таким образом, истории двух сохранившихся и функционирующих в настоящее время мечетей Саратовского края, раскрытые в настоящей работе, позволяют выявить социальный механизм, обеспечивавший в прошлом их строительство и содержание. Приведенные материалы демонстрируют стремление верующих к получению знаний, духовно-нравственному совершенствованию, обеспечивавшимся наличием квалифицированных кадров. Также на примере прошлого старейших мечетей с. Осинов Гай и Верхазовка наглядно подтверждается наличие сформировавшихся систематических связей татарских общин края с мусульманскими духовно-образовательными центрами страны. Культурно-историческое, духовно-воспитательное значение рассмотренных мечетей не теряет свою актуальность и в настоящее время, служит общему делу обогащения фонда культурного наследия России. Приведенные примеры из жизни и деятельности меценатов являют примеры ответственности за будущее носителей мусульманских духовных ценностей, образцы гражданственности и патриотизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В СТАТЬЕ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Габдрахман Әбубәкәров. Мәгариф каһарманы // Азат хатын. 1987. №12. С.179–182.
  2. Гераклитов А.А. Саратовская мордва. Отдельный оттиск из Известий краеведческого института изучения Южно-Волжской Области. Т.1. Саратов: Сарполиграфпром, 1926. 22 с.
  3. Загидуллин И.К. Традиционные мусульманские общины // История татар с древнейших времен. В 7-ми томах. Т.VI. Формирование татарской нации. ХIХ – начало XХ в. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013. С.401–415.
  4. К истории татарской интеллигенции: 1890–1930 гг.: Мемуары / Галия Шахмухаммад кызы Кармышева; пер. с тат. Ф.Х. Мухамедиевой; сост. Б.Х. Кармышевой; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2004. 509 с.
  5. Рашитов Ф.А. Мостяк. Славная история татарского села. Т.1. М.: Изд-во Йосеф Ибрахим, 2023. 371 с.
  6. Татары Саратовского Поволжья: энциклопедический справочник / ред. кол.: Ф.А. Рашитов (гл. ред.), М.В. Булычев, Р.И. Ишмухамедова и др. Саратов: ООО Издательство «Кубик», 2020. 252 с.
  7. Хабибуллин А.А. Алтата – татарское село в степном Заволжье. Саратов: Издательский центр «Наука», 2017. 436 с.
  8. Хабибуллин А.А., Абдуллин К.Р. / отв. ред. А.А. Хабибуллин. Татарские села на реке Большой Узень. Саратов: Издательский центр «Наука», 2024. 390 с.
  9. Фаиз С.Ф. Илмин тарихының сүрәте һәм авыз иҗаты. Казан: Ш.Мәрҗәни исемендәге Тарих институты басмаханәсе, 2006. 112 с.
  10. Ялкын. 1929. 8 декабрь.

Источник : Хабибуллин А.А. Из истории старейших мечетей Саратовского Заволжья  //  Из истории и культуры народов Среднего Поволжья.  2025.  Т.15, No4. С.85–96. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2025-15-4.85-96

При цитировании ссылка на источник обязательна.