История ислама в Поволжье — Ислам в Поволжье

История ислама в Поволжье

История ислама на территории Поволжья насчитывает более 1100 лет. Распространение религии Аллаха происходило мирным путем и постепенно: посредством индивидуальных обращений. Этому способствовали традиции веротерпимости, изначально присутствовавшие в среде проживавших здесь испокон веков тюркских народов. Ислам продвигался на север по линиям торговых коммуникаций, и его влияние расширялось за счет утверждения на берегах волжского торгового пути. Обстоятельства принятия мусульманской религии связаны с раннефеодальным государством Волжская Булгария, образовавшимся в конце IX – начале X вв. тюркязычными булгарскими племенами переселившихся из Приазовья в Среднее Поволжье и Прикамье в VII-VIII вв.

В Волжскую Булгарию приезжали, формируя слободы и многочисленные диаспоры, купцы из Хорезма, Персии, Закавказья, Арабского халифата и др. Развитие торговых отношений со странами Средней Азии способствовало укреплению в Поволжье мусульманских традиций ханафитского толка. В середине 90-x гг. IX в. в городах и селениях Волжской Булгарии имелось множество мечетей, при которых функционировали мусульманские школы (об этом писал персидский географ Ибн Русте, побывавший в Булгарии в 903-907 г., в своем труде «Книга драгоценных сокровищ»).

В 922 г. ислам в Волжской Булгарии официально был провозглашен государственной религией. В мае этого года eё посетило Великое арабское посольство во главе с Ибн Фадланом, которое официально признало Булгарию территорией ислама (дар уль-ислам). Правитель государства ильтебер Алмуш (Джаффар ибн Абдаллах) получил благословение багдадского халифа аль-Муктадира (908-932) и принял титул эмира. Обстоятельства принятия ислама в Волжской Булгарии подробно были изложены Ибн-Фадланом [Бартольд В.В. На стыке континентов и цивилизаций…(из опыта образования и распада империй X-XVI вв) / В.В. Бартольд. – М.: Инсан, 1996. – С. 72.].

Конституирование Волжской Булгарии в качестве исламского государства привело также к политическому и культурному сближению с державой саманидов (в Средней Азии) и арабским халифатом. Благодаря усилиям булгарских проповедников ислам начал распространяться на обширной территории: среди соседних башкир, кимаков, печенегов, а впоследствии и ордынцев Улуса Джучи. Исламизация на территории Волжской Булгарии проходила без принуждения.

        Особенность ислама в Волжской Булгарии заключалась в том, что в государстве царила веротерпимость, что вполне соответствовало принципам религии, определенным в Священном Коране аятом «нет принуждения в религии» (2:256). Принятие ислама способствовало консолидации разрозненных народов и установлению хороших связей булгар с Востоком. После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом в 960-х гг. булгары освободились от зависимости хазар и Волжская Булгария стала первым независимым государством Среднего Поволжья. Хазары постепенно влились в булгарскую среду. Ислам распространился на всю территорию страны и охватил все области жизни общества. Во второй половине XII в. сложилась мусульманская культура, вобравшая в себя местные особенности.

Волжская Булгария с принятием ислама стала составной частью передового в то время по развитию науки и духовной культуры исламского мира. С распространением влияния молодого мусульманского государства под влияние булгар подпали и родственные им буртасы, заселявшие в Правобережье Волги, Окско-Сурский бассейн. Сближению булгар и буртасов способствовало принятию новой религии. В XI-XII веках буртасы создали Буртасское княжество, столицей которого стал г. Буртас (Юловское городище в г. Городище Пензенской области). Об этом городе писал мусульманский ученый-энциклопедист Йакута ал-Хамави (1179 – 1229 гг.). отметив, что «Буртас: название области и города. И они мусульмане, у них есть соборная мечеть».

Волжская Булгария наряду с Хорезмом в итоге оказала решающее воздействие на процесс утверждения ислама в государстве Золотая Орда, образовавшейся после завоеваний монголо-татарской армии Бату хана в 1236-1237 гг. Начиная с правления хана Берке (1257-1266), первого правителя-мусульманина, ислам широко распространяется во всех слоях ордынского общества. Этому во многом способствовали веротерпимость и государственное покровительство всем конфессиям на завоеванных землях. Специальными грамотами (ярлыками), получаемыми русскими митрополитами от ханов, православное духовенство (начиная с 1246 г.) освобождалось от даней, различных поборов и повинностей в пользу ханов.

На территории Золотой Орды насчитывалось более чем 120 городов, располагавшихся на торговых путях. Они представляли собой сосредоточение торгово-ремесленной, духовно-культурной, религиозной жизни. Первая столица Орды располагалась в Среднем Поволжье в г. Болгар (Татарстан), затем была перенесена в Нижнее Поволжье в Сарай-Бату (Астраханская область), а после — в Сарай-Берке (Волгоградская обл.). Помимо них золотоордынские ханы имели свои северные ставки (столицы) – г. Укек (п. Увек Саратовской обл.), и Наровчат (Пензенская обл). Укек располагался на Волжском пути между городами Болгар и Сарай. В 1334 г. здесь побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей». Город Укек, значительная часть жителей которого к середине XIV в. исповедовала ислам, конечно же, относился к типу восточных городов, присущих мусульманской культуре, с мечетями, медресе, общественными банями, караван-сараями и ремесленными мастерскими. И это несмотря на наличие здесь, впрочем, как и в других золотоордынских городах, кварталов жителей русской и армянской национальностей, исповедовавших христианство, а также последователей шаманизма, которого придерживалась монгольская верхушка.

Укек в определенное время являлся северной столицей или резиденцией ханов, до перенесения ее в г. Наровчат (Мокша) Пензенской области), где хан Узбек (1312-1342) в 1313 г. официально объявил о принятии государством ислама. Он, наряду с Ясой Чингисхана, ввел в судебную практику шариат и мусульманское судопроизводство. Формирование единого социокультурного пространства на фоне военно-политического могущества и культурного расцвета Улуса Джучи усилило интеграцию «северных мусульман» с общеисламским миром. При этом при Узбек хане произошло усиление роли ислама в общественной жизни и политике государства.

Согласно результатам исследований саратовского археолога А.А. Кроткова, Наровчат был улусным городом и имел свой монетный двор и назывался «махруса» – богохранимый, какой прилагается только крупным, значительным городам. Он являлся одним из самых благоустроенных городов того времени. Здесь были различные общественные сооружения, в том числе и мечети, общественные бани с бассейнами. Соборная мечеть, фрагменты камней стен которой размещены в настоящее время во дворе краеведческого музея села, располагалась в административно-торговой части города. Известный историк А.Х. Халиков считал, что образование и развитие Наровчатского улуса Золотой Орды способствовало обособлению и консолидации татар-мишарей. Они с тех пор перестали именоваться буртасами и булгарами.

С распадом Улуса Джучи на территории Поволжья возникли такие самостоятельные государственные образования как Большая Орда, Казанское, Астраханское ханства, Ногайская Орда, в которых ислам по-прежнему оставался государственной религией и духовной основой культуры. Сохранявшиеся традиции веротерпимости в татарских ханствах способствовали расширению сферы влияния ислама за счет обращения отдельных групп оседлого финно-угорского населения и тюркоязычных кочевников.

Следующий этап истории ислама на территории Поволжья связан с включением в состав Российского государства. Еще с XV-XVI вв. мусульмане (татарские мурзы и служилые татары), переходившие на службу к великим князьям, затем царям, занималиособую нишу в социальной структуре. набиравшем тогда силу Московского княжества. Неоценима роль военной службы мусульман в защите сооруженных на окраине государства укрепленных линий и крепостей. В последующие XVII-XVIII века служилые татары и мурзы наряду с другими категориями населения принимали активное участие в оседлом заселении территории Пензенского и Саратовского краев, в основании моноконфессиональных сел, городских национальных слобод, способствовавших на протяжении нескольких столетий сохранению мусульманской веры и традиций. В период, охвативший 1740-1760-е гг., доминировала политика наступления на конфессиональные права национальных меньшинств Российской империи. Несмотря на все трудности, ислам сохранил свои позиции в Поволжье.  

Время правления Екатерины II был принят указ о «терпимости всех вероисповеданий» (1773), учреждена первая официальная организация мусульман России – Оренбургское магометанское духовное собрание (1788). Оно должно было осуществлять контроль над духовной жизнью всех российских мусульман, началось встраивание духовных лиц ислама в сословную структуру империи. В конце XVIII – начале XIX вв. были открыты сотни мечетей и медресе (мектебе) при них. Благодаря развитию образования и просвещения мусульмане Поволжья смоги сформировать слой интеллигенции, имамов и учителей. В дореволюционный период времени появилась плеяда ученых богословов, педагогов, просветителей, таких, как Шигабутдин Марджани, Ризаетдин Фахретдин, Муса Бигиев и другие.

В первые годы Советской власти религиозная жизнь в Поволжье текла своим чередом. Несмотря на открытие светских школ и отделение церкви от государства, мечети продолжали функционировать. Сохранялась активность духовенства. В 1924-26 гг. мусульмане массово обращались в вышестоящие органы власти с просьбой о возобновлении работы медресе. Итогом стали разрешительные постановления, действовавшие до 1928 г. Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х приняла воинствующий характер: разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения.

В советские послевоенные годы ислам, вытесненный из официальной общественной сферы жизни, преимущественно сохранялся в семейной среде, стал неотъемлемой частью устоявшихся народных традиций.

Демократические процессы второй половины 1980-х годов дали новый импульс для возрождения религиозной жизни. Основными направлениями исламского ренессанса в Поволжье стало образование Духовных управлений, массовое возвращение зданий мечетей верующим, строительство новых храмов, открытие медресе, подготовка кадров духовенства (имамов и учителей), обеспечение приходов религиозной печатной продукцией, информационно-просветительская работа.    

В 2022 г. в России на государственном уровне проводилось официальное празднование 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии. Этот факт является весьма значимым и подчеркивает неразрывность истории ислама, истории мусульманских народов страны от многолетней и богатой на события истории нашего государства. На протяжении веков Поволжье является колыбелью для представителей двух мировых религий ислама и христианства. Вне зависимости от существования тех или иных государств здесь преимущественно царили принципы веротерпимости и взаимоуважения, которые и сегодня остаются гарантом стабильности и безопасности нашей Отчизны.

Али Хабибуллин, кандидат исторических наук